Участники мероприятия в типографии «Классика»
«Классика»: история и современность
От том, как всё начиналось, нам ещё до мероприятия рассказал генеральный директор типографии
«Классика» Бауыржан Абдирахметулы, пригласив нас в гости. Компания была основана в 1999 г. Начинали работать в арендованном полуподвальном помещении со старенькой однокрасочной офсетной машиной «Ромайор-314» и резальной БР-72, на которых выпускали книжную, журнальную и бланочную продукцию. В штате тогда было всего 3 человека, ещё двух-трёх приглашали по мере необходимости. Бауыржана, не имеющего полиграфического образования, в типографию пригласил брат. Начинал будущий руководитель разнорабочим, а скоро освоил практически все необходимые в типографии специальности, вплоть до печатника. «Учиться печатать на старой машине было сложно, но интересно. И это была хорошая школа», – вспоминает Бауыржан. Продолжая работать, он получил второе высшее образование в области финансов. Этот момент совпал со сложным периодом в жизни типографии – после ухода в 2001 г. одного из компаньонов Абдирахметулы пришлось занять место директора. Типография разрасталась, приобретая более производительное оборудование, вплоть до рулонного книжного офсета отечественного производителя. Бывало, что ошибались с выбором (как с новой китайской офсетной машиной), но даже это давало ценный опыт…
«Случались не просто сложные, а даже опасные моменты, которые врезались в память, – вспоминает Бауыржан. – Как-то опускали по лестнице вниз резальную машину, а она сорвалась, и только в последний момент мне удалось её от себя оттолкнуть». Скоро стало понятно: типография больше не может расти на старом месте, пришло время искать новый дом. Бауыржан подобрал подходящее помещение на проспекте Райымбека по выгодной цене, и в 2007 г. была оформлена покупка. Вскоре выяснилось, что помещение проблемное – на него претендовала дольщики, обманутые аффилированной с владельцем здания строительной компанией. Так типография, будучи добросовестным приобретателем, вплоть до 2010 г. была втянута в серию судебных процессов. Полиграфическое оборудование в новое здание фактически перевезли ещё до завершения тяжб. «Нужно было работать, выплачивать зарплату сотрудникам, пришлось идти ва-банк», – объясняет Абдирахметулы.
На новой площадке появилась возможность для дальнейшего роста. Здесь вскоре была установлена книжная рулонная машина ПОГ-60 с фальцаппаратом до формата А5. С её доставкой тоже были «приключения», но кончилось всё хорошо, а после запуска рулонная машина позволила кардинально повысить выработку типографии…
Однако, спрос на бланочную и книжную продукцию начал постепенно снижаться, и Бауыржан стал исследовать возможности по выходу в новые сектора. Ещё до переезда в «Классике» начали экспериментировать с выпуском одноразовых бумажных стаканчиков, установив для этого первую в Казахстане специализированную машину. Этот проект долгое время оставался экспериментальным, но в ходе попыток его реализации в типографии получили полезный опыт. И после 2010 г. «Классика» наладила выпуск одноразовой посуды, постепенно наращивая объёмы, а в прошлом году расширила ассортимент за счёт бумажных пакетов. Сейчас выпуск одноразовой посуды и пакетов приносит компании около 30% оборота.
Ещё одно перспективное направление, которое решили осваивать в типографии – цифровая печать этикетки. Для этого в 2013 г. была приобретена первая в Казахстане этикеточная ЦПМ HP Indigo ws4500. Но направление цифровой печати в «Классике» стало вносить весомый вклад в общий оборот только на третий год существования. В этом, как считает Абдирахметулы, сыграло свою роль и более активное продвижение услуг по печати коротких тиражей рулонной этикетки. Хотя просчитывали для цифровой печати любые тиражи, на практике заказчики размещали печать от сотни экземпляров до 500 погонных метров. Для праймирования и лакирования сразу приобрели двухкрасочную флексомашину, а для послепечати – тайваньскую узкорулонную машину с плоской секцией высечки.
«Мы обеспечиваем высокое качество продукции, уже сформировалась клиентура, но с лета этого года у нас возникли сложности с расходными материалами и запчастями для нашей HP Indigo, – объясняет Бауыржан. – И я всерьёз задумался о покупке второй этикеточной ЦПМ, которая могла бы взять на себя функцию резервной». В качестве вариантов он рассматривал широкоформатный принтер/каттер и недорогую китайскую цифровую этикеточную машину с модулем печати на основе лазерного принтера. Последнюю изучил подробно и даже обсудил условия покупки с производителем.
Но всё изменило своевременное совместное предложение
Konica Minolta и её официального партнёра в Казахстане
Print Store приобрести этикеточную ЦПМ Konica Minolta AccurioLabel 230. Машина прибыла в последнюю неделю октября. Монтаж и запуск выполнила команда специалистов Konica Minolta и Print Store, а уже через три дня на новой ЦПМ отпечатали первый коммерческий тираж.
Бауыржан отмечает высокое качество и, особенно, скорость печати – эта машина печатает до 23,4 м/мин, заметно опережая HP Indigo. Кроме того, для неё не требуется праймирование материалов, что обеспечивает более низкую себестоимость печати и повышает оперативность. Правда, нет белого цвета, но таких заказов в «Классике» печатают немного. Из плюсов Бауыржан также называет удобную и простую в освоении программу компоновки этикеток на полотне. В итоге, за первые две недели эксплуатации на AccurioLabel 230 попробовали большинство запечатываемых материалов и получили хорошие результаты, отпечатав несколько коммерческих тиражей. «В перспективе эта машина, вероятно, станет для нас основной, а не резервной, как мы предполагали», – резюмирует Абдирахметулы.
На цифровую печать этикетки пока приходится около 10% оборота компании, но сейчас у этого направления есть все шансы заметно вырасти – с установкой Konica Minolta AccurioLabel 230 типография получила возможность снизить себестоимость печати. Располагая уже двумя этикеточными ЦПМ, можно повысить эффективность и надёжность производства, а также более активно продвигать свои услуги, не опасаясь подвести заказчиков в периоды пиковой нагрузки.
Взгляни на печать этикеток по-новому
Так была обозначена теме мероприятия, состоявшегося 25 ноября. Впрочем, организаторы также объявили тему более предметно: «Производство этикеток короткими тиражами». Почему эта тема актуальна, подробно объяснили в своих презентациях представители Konica Minolta. Но сначала собравшихся приветствовал генеральный директор
Konica Minolta Kazakhstan Павел Шалагинов. Он отметил, что компания активно растёт, а за прошлый год добилась общего увеличения объёма продаж в 43%. По итогам текущего года ожидается ещё большее увеличение оборота на уровне 60%. По данным IDC, компания заняла первое место в сегменте профессиональной и индустриальной печати. А в сегменте офисной печати Konica Minolta вышла на второе место, несмотря на то, что исторически концентрируется на аутсорсинге офисной печати, а также профессиональных и цветных устройствах печати, поставляя очень мало домашних принтеров. Компания продолжит активно развиваться не только в Казахстане, но и в других странах Центральной Азии. Павел выразил надежду, что следующий год станет для компании прорывным по новым проектам, в том числе в Узбекистане.
Первую в Центральной Азии Konica Minolta AccurioLabel 230 в типографии «Классика» обклеили специальной ливреей
Главным поводом для мероприятия стал запуск первой Центральной Азии этикеточной ЦПМ Konica Minolta AccurioLabel 230 (её подробный
видеобзор можно посмотреть в официальном youtube-канале Konica Minolta Kazakhstan), поэтому коллеги с особым вниманием отнеслись к выступлению генерального директора типографии
«Классика» Бауыржана Абдирахметулы. Прежде всего он поблагодарил партнёров за оперативную реализацию проекта и отметил: «Мы довольны, машина очень хорошая». Далее Бауыржан рассказал о своей типографии, предпосылках, деталях реализации проекта и важности хорошего сервиса для выбора оборудования. Клик-контракт позволяет типографии сосредоточиться на бизнесе, а не на поиске и ожидании расходных материалов и запчастей. А закончил он своё выступление, тем, что порекомендовал выбранную его типографией машину коллегам и добавил: «Я не считаю собравшихся здесь полиграфистов конкурентами. Мы все должны считать себя партнёрами, помогать друг другу в выборе правильного направления и рекомендовать хорошую технику. Если правильно работать, заказов на рынке всем хватает».
С ним полностью согласился специалист
Konica Minolta в области индустриальных решений
Максим Барабанов, имеющий огромный опыт в реализации проектов для этикеточных и упаковочных типографий. Он пожелал успеха типографии «Классика» и напомнил, что самоклеящаяся этикетка очень удобна в применении, поэтому популярна во многих отраслях: от продуктов питания и напитков до электротехники и транспортной логистики. По оценкам Smithers Pira, в 2022 г. в мире будет выпущено в пересчёте на листы А4 более 14 трлн отпечатков этикетки. На этот рынке уже давно идёт успешная цифровизация, а сектор цифровой печати этикетки растёт в среднем на 15%. Половина этикеточных типографий в мире уже владеют ЦПМ.
Konica Minolta вышла в этот сектор недавно – прототип электрографической узкорулонной ЦПМ с системой лазерной резки в линию C70R LC был показан в 2013 г., а серийную машину выпустили два года спустя под названием bizhub PRESS C71f. С этого момента она начала быстро завоевывать популярность, благодаря сочетанию ключевых преимуществ: доступной цены, возможности печати без праймера на большинстве привычных для флексотипографий материалах и компактности. В рамках более позднего ребрендинга все ЦПМ Konica Minolta получили названия, начинающиеся со слова Accurio. Новая модель этикеточной ЦПМ получила имя AccuriLabel 190, а её максимальная скорость печати составляла 18,9 м/мин. В ней реализовали ряд других усовершенствований, включая намотку и размотку, а также единую консоль, разработанные совместно с датской компанией Grafisk Maskinfabrik (GM). Вскоре была выпущена более производительная модель AccurioLabel 230 со скоростью печати до 23,4 м/мин. Среди других улучшений – возможность непрерывной печати до 1000 м и вторым прогоном по предварительно запечатанным материалам с точной приводкой (с помощью опции Overprint Sensor Kit ES-101 можно печатать в цвете по предварительно нанесённым белилам или персонализировать почти готовые этикетки), минимальное время прогрева между тиражами и поддержка форматов JDF / JMF для автоматизации работы. Среди опций, предлагаемых для этой модели – система очистки полотна, воздушный компрессор, ножи для продольной резки и флексопечатный модуль (для УФ-печати белой и другими флексокрасками). Но, как отметил Максим, большой популярности последняя опция не получила. Для типографий, пока не имеющих послепечатного оборудования, Konica Minolta рекомендует решения GM, включая GM330mini, выполняющее выборочное лакирование/холодное тиснение, высечку и продольную резку полотна со скоростью до 72 м/мин. Но никаких проблем с тем, чтобы использовать послепечатные линии других производителей (а флексотипографии обычно уже располагают ими), нет.
Максим подчеркнул, что типографии получают готовое решение, а не просто машину. В комплекте – ПО для компоновки этикеток на полотне AccurioLabel Impose. Оно позволяет быстро и просто оптимально расположить этикетки (с учётом того, как они будут обрабатываться – цифровым или аналоговым способом), минимизируя расход материала, а также задействовать возможность печати переменных данных, что особенно актуально с учётом повсеместного внедрения системы маркировки «Честный знак» и её аналогов.
За семь лет с начала продаж Konica Minolta стала важным игроком на рынке этикеточных ЦПМ – в мире установлено уже более 1000 машин AccurioLabel и более ранних моделей. Из них 25 работают в российских типографиях. А теперь первая такая машина появилась и в Казахстане.
Между тем, в следующем году начнутся серийные продажи ещё более производительной AccurioLabel 400 со скоростью печати до 40 м/мин. Машина построена на основе механизма печати промышленной листовой модели AccurioPRESS C14000, но будет поставляться и в 5-красочной конфигурации с белым тонером. В комплекте будет предлагаться и модуль IQ-520 для непрерывного контроля качества печати. Максим пустил по рядам образцы печати с белым тонером, попросив обратить внимание на хорошую укрывистость цифровых белил, близкую к обеспечиваемой трафаретным способом.
Тему ценности цифровой печати и, особенно, отделки этикетки продолжил руководитель направления индустриальной печати
«Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Казахстан» Михаил Тарновский. Он подчеркнул, что по мере развития цифровых технологий, их ценность как инструмента для типографий и их заказчиков постоянно повышается. Заказчикам нужны не отпечатки, а готовые изделия. Если говорить про этикетку, то она позволяет существенно увеличивать спрос на продукты, выделив их на фоне конкурентов. Ведь по оценкам маркетологов, у продукта в магазине есть только 4,5 секунды, чтобы привлечь внимание покупателя. Самый действенный способ – применить современные способы цифровой отделки, такие как 3D-лакирование и тиснение фольгой. В портфеле Konica Minolta для этого есть решения
MGI. Их ценность в том, что они промышленные и позволяют отделывать большие тиражи, однако цифровые технологии также позволяют экономически выгодно изготавливать короткие и персонализированные заказы. Такие решения предоставляют их владельцам максимальную гибкость.
MGI – пионер в области цифрового лакирования и тиснения фольгой. Свою первую машину для цифрового лакирования JETvarnish компания представила в 2008 г., а в 2015 г. вывела на рынок первую в мире рулонную систему цифровой отделки JETvarnish 3D Web с шириной полотна 42 см. Сейчас в самых передовых типографиях по всему миру эксплуатируется более 35 таких систем, которые используются для отделки не только этикеток, но и гибкой упаковки, а также печати по требованию. В 2017 г. на базе этой машины была разработана «фабрика этикетки» JETvarnish 3D Web Color+, включающая тонерный модуль Konica Minolta для цветной печати, позволяющий работать с полотном шириной до 33 см. Она выполняет цифровую печать и отделку лаком и фольгой с возможностью создания 12 разнообразных эффектов за один прогон без затрат материала на приладку. В обеих системах реализован ряд уникальных технических решений, таких как автоматическая приводка к изображению с помощью сканера AIS, универсальный лак для различных эффектов, комбинация из трёх типов сушки и др. Важно, что решения можно применять также для отделки полотна из большинства популярных у этикеточных типографий материалов, запечатанных любыми цифровыми и аналоговыми способами.
Михаил обратил внимание, что печатные продукты, изготовленные цифровым способом, приносят типографиям гораздо большую маржу. По оценкам Smither Pira, в 2024 г. объём продаж цифровой печати составит около 33,1% всего рынка, хотя доля «цифры» в объёме печати в этом же году составит всего около 14%. А типографии, располагающие также решениями для цифровой отделки, смогут изготавливать самые дорогие и высокомаржинальные продукты. И привлекать дополнительных заказчиков за счёт уникальных маркетинговых преимущества.
Во время мероприятия состоялась премьера
видео о проекте в типографии «Классика».
Разумеется, перспектива есть не только в цифровых решениях. Рынок этикетки, изготавливаемой аналоговыми способами, тоже устойчиво растёт, хотя и не так быстро. Поэтому интерес к таким решениям сохраняется. Директор
Print Store Арман Жумагалиев представил оборудование своих новых партнёров – Omet (Италия, флексомашины) и Lemorau (Португалия, послепечатные этикеточные линии). Его компания также возобновила сотрудничество с 3M, предлагая различные расходные материалы этого производителя.
После презентаций полиграфисты отправились в типографию
«Классика», где им показали новую машину. А хорошим завершением дня стал дружеский ужин в ресторане Navat.